?

Log in

No account? Create an account
русская душа

pravdaosele


Просто о простом

Вдали от небоскребов и автомагистралей


Previous Entry Share Flag Next Entry
Этнографическая экспедиция - В Снядин за экспонатами
русская душа
pravdaosele


В пятницу вечером мне позвонила знакомая и задыхающимся от волнения голосом сообщила:

- Оля! Там в одной деревне недалеко от тебя сносят и палят заброшенные дома. Собираются снести около двадцати домов. Нужно срочно организовать этнографическую экспедицию и спасать все, что можно спасти. Говорят, там вчера вместе с домом спалили целый ткацкий станок. Сама поехать не могу, вся надежда только на тебя.

У меня конечно же все планы на завтра резко испарились, я всегда готова к приключениям и готова променять на старые чердаки и заброшенные дома все что угодно ну почти все что угодно :). Одной ехать скучно и если честно страшновато, но компанию я нашла себе быстро. Без лишних уговоров на этнографическую экспедицию согласился хранитель фонда краеведческого музея - Сергей.

Обратившись к мистеру Гуглу мы разузнали местоположение деревни Снядин. Как оказалось, она находится в соседнем Петриковском районе в 45 км от Турова и хорошая дорога по нашему берегу Припяти к ней заканчивается где-то на середине маршрута. Это открытие нас не остановило и в субботу, с утра пораньше, в предвкушении поиска кучи этнографических экспонатов для музея, мы отправились дикими Полесскими дорогами за дозой приключений бедный мой автомобильчик.

Вот фото нашего маршрута и ссылка на карту Маршрут Туров-Снядин. Как я не старалась вставить активную карту в текст, так ничего у меня и не вышло, предложенный гуглом HTML не работал :(



В третьей точке, сразу за деревней Хвоенск, нас ожидал сюрприз - экологический КПП...



Сказать, что я была удивлена, это ничего не сказать, я была шокирована. Оказывается, с этой точки начинается въезд на территорию Национального парка Припятский и раньше в этой будке за въезд в бывший заповедник изымали денежный экологический сбор. Сейчас, со слов сотрудника будки, это просто место продажи путевок на рыбалку и не более того, висящие правила давным-давно устарели, а новые еще не подвезли. Но простите - шлагбаум у обычной будки продающей путевки, через который меня могут пропустить или не пропустить, меня порядком напряг.





Учитывая, что мой спутник оказался бывшим сотрудником этой организации нас пропустили.

- А что, могли и не пропустить? - спросила я Сергея.

- Могли! У них тут свое государство, что хотят, то и творят - усмехнулся он в ответ.

Я думаю, что пропускать должны, нет у них таких полномочий чтобы не пустить, не государственная же это граница :)

Для тех, кто соберется повторить этот маршрут. После деревни Хлупин, по левую сторону дороги не пропустите съезд на грунтовую лесную дорогу, если поедете прямо по асфальту, то попадете в Хлупинскую Буду, где вас ждет вот это...



А если съедете куда надо, вас ожидает прекрасная и живописная дорога через лес и болото, где можно увидеть самые заповедные места - пойменные дубравы, поражающие своей первозданностью и величием, многочисленные виды птиц, прекрасные болотистые ландшафты и много разных животных. Конечно, этот маршрут будет более живописным, когда распустится вся зелень, но и сейчас он уже прекрасен. Пока мы ехали, встретили кабанчиков и пару лосей, послушали многоголосие птиц, которое лучше слушать вечером, когда дневные начинают затихать, а ночные только начинают петь :)









Путешествовать по этому маршруту можно и на машине, и на велосипеде, и для особо выносливых пешком. Если вы поедете на машине, то машинка должна быть надежной. Дорога хоть и неплохая, но есть пара проблемных и опасных участков и можно сесть на пузо, а после дождя дорога раскисает и становится хуже. Наше путешествие по этой дороге проходило после дождя, но мой Опель Зафира с низкой посадкой справился отлично, так ведь и за рулем сидел не дилетант хотя местами было страшновато :). Ну а если пешком или на велосипеде, вообще замечательно - полный контакт с природой!

А вот и Снядин!



Снядин встретил нас покосившимися хатами с выбитыми окнами и участками, заросшими непроходимым лесом. Деревня вызывала тяжелые и унылые ощущения. Ближе к центру стали попадаться жилые дома, чередующиеся с заброшенными домами и пустыми участками, уже очищенными от ветхого жилья. Вдоль дороги, то справа, то слева, горели костры из старых бревен и яблонь, были вырыты глубокие котлованы для несгораемых останков домов, бригады рабочих распиливали и палили брошенные дома. Сельчане как тени ходили по улицам перетаскивая к своим участкам нужный хлам от разрушенных домов. Вся эта картина чем-то напоминала Чернобыльскую зону отчуждения. Я бы назвала это кладбищем домов и их хоронили на моих глазах.





















Оправившись от шока мы пошли спасать этнографические экспонаты. Переходя из дома в дом мы расстроились еще больше. Все дома были варварски разграблены, все разломано, провода вырваны, печи разрушены, вынесено было решительно все, даже мусора не было. На чердаки мы так и не попали, туда без лестницы никак, а просить у местного населения постеснялись. Итог сбора экспонатов был грустен - пара коробов в ужасном состоянии, битый кувшин и кое-какие запчасти к ткацкому станку. Не теряя надежды мы продолжали блуждать по брошенным домам в надежде найти хоть что-нибудь. Но кроме унылых пейзажей брошенных домов ничего не находили.




























А когда-то это была большая, прекрасная и жизнерадостная деревня на берегу живописной реки Припяти, известная по одним источникам с 11, а по другим с 15 века. Бывшая когда-то имением князя Радзивилла, процветающая во все времена и славящаяся на всю округу. Здесь жило в 1834 году 370 жителей, в 1897 - 589, в 1908 - 785, в 1917 - 870, в 1959 - 777. А вот в 2004 уже 218, а сейчас намного меньше. И хоть жизнь еще теплится в стенах некоторых домов, по большей части это старики, которые доживут свой век оставив после себя свои дома ласточкам и дикой природе.

















Блуждая по улочкам Снядина мы уже просто ходили и запоминали деревню такой, какая она есть. Заброшенных домов столько, что и не сосчитать. На фото только некоторая их часть. И скоро этих домов уже не будет, а на их месте останутся одни пустыри.

У одного из жилых домов к нам подошел местный житель - Петр Леонидович и охотно стал рассказывать про свое житье-бытье, про деревню.



Он оказался 63 летним, коренным жителем деревни.

- Здесь жили и мои прадеды, и деды и родители. Тутэйшыя мы. Еще с царских времен мой род живет на этой земле. Я было в молодости в Мозырь уехал, а теперь вот на пенсии, вернулся в отчий дом, здесь и умереть хочу. Мало людей осталось, старики одни. Вот и скрипим помаленьку.

- Дома то поди уже лет двадцать как побросали и разъехались по городам, кому оно сейчас надо, на земле работать, все легкого хлеба хотят. Да и какая работа здесь, колхоз уже давно развалился.



- А вон на той полянке - машет рукой в сторону заросшего поля - мы в детстве и в лапту, и в городки, и в футбол играли. Ребятни столько было, яблоку негде упасть. На рыбалку, да в лес за грибами и ягодами бегали. Весело. А сейчас что? Молодежь вся по домам у компьютеров и телевизоров сидит, да с бутылкой пива по улицам шатается. За рыбалку заплати! Ягоды и грибы в лесу собирать нельзя, а поймают, плати штраф. Что за жизнь такая? Мне, коренному жителю ни рыбу не словить, ни в лес не сходить, парк тут у них понимаешь! А жить то как?

- Вот до чего дошло! У нас ведь тут каждый год весной большая вода приходит, затапливает под самое крыльцо. А мы что, люди привычные, у каждого под забором лодка лежит. Весной только на ней и передвигаемся, по другому никак. В магазин - на лодке, в школу - опять на лодке, к фельдшерке - тоже на лодке. А теперь рыбнадзор плавать на лодке не велит и штрафует. Им все равно, по огороду своему я плавать буду или по деревенской дороге. Рыба нерестится - значит выход на лодке запрещен! Делают что хотят! - смахивает скупую слезу со щеки.

- А весной здесь красота! Кругом вода, щуки толщиной с мою руку по улицам плавают! Была у нас тут история одна. Во время большого половодья, а было у нас их два - в 1979 и в 2013 году, вода аж в хатах стояла, у кого по колено, а у кого и по пояс. Заплыл к бабе одной в хату сом и устроил себе нору в подпечке. А когда вода ушла, не смог уплыть, там и остался. Так они его потом неделю ели :)

- Чего улыбаетесь, думаете вру? Так поглядите на забор, видите белые отметины, а на деревьях вон стволы темные внизу - от воды остались. Мне если на дорогу выйти, то по шею было.







- А что я вас тут держу, пойдемте хоть чаем угощу - приглашает зайти в дом.

Дом аккуратненький, прибранный. Видно, что мужик непьющий. На стенах много старых фотографий, иконы, портреты родителей.



О, вот они, мои любимые ненаглядные экспонаты! Достаю фотоаппарат и начинаю фотографировать с разрешения хозяина. Подзорник - натянутая вдоль кровати ткань с узорами, свисающая до пола, тканое покрывало, накидка на подушку, шторка на кровать и все ручной работы. Ах! Просто восторг!







Вижу на кресле неописуемой красоты самотканую накидку с узором Багача. Прошу Петра Леонидовича убрать вещи с кресла, чтобы сфотографировать эту красоту. Вещи вроде убирает, потом немного колеблется и достает из шкафа такую же. Держи Ольга, это тебе на память!

- Ой, спасибо! - прижимаю к груди драгоценный подарок чуть ли не плача.



- Я уже много раздал, что соседям, что в музей. - говорит Петр Леонидович и делает еще один презент - старую вышитую накидку на подушку и подзорник.

Пора подкрепиться, спрашиваем где магазин.

- Зачем вам магазин, пообедайте со мной!

- Что вы! Мы и так уже достаточно попользовались вашим расположением - вежливо отказываемся от обеда и прощаемся с ним.

- Люди должны быть хорошими - отвечает нам Петр Леонидович на прощание.

Вот он, типичный сельский магазин с нехитрым продуктовым набором. Пришлось перебрать с десяток товаров, чтобы сообразить простой обед из непросроченных продуктов.



Ходовым товаром в очереди оказалось вино. Почему то меня это даже не удивило...

После обеда, закончили беглый осмотр еще нескольких заброшенных домов. И опять ничего! Если бы не подарки, ехать нам домой с пустыми руками. Гуляя по улочкам обнаруживаем домики нетипичной архитектуры для данной местности - дома из кирпича с четырехскатными крышами, был и еще один - деревянный.





Нашли памятник в парке. Оказывается в июне 1943 года оккупанты полностью спалили деревню и расстреляли 60 жителей. А в этой братской могиле покоятся убитые возле деревни воины и партизаны.



Еще одним удивительным наблюдением для меня были перепаханные обочины под заборами и калитками. Это кто же удумал делать противопожарную распашку таким образом, что даже во двор нормально не зайти.



- Городской ты Оля человек - смеется надо мной Сергей - это же кабаны!

- Как кабаны? Под самым домом? Ужас!

А там действительно все вокруг изрыто, и под заборами, и на заброшенных участках и даже в центре. Ночью наверное даже страшно на улицу выйти.

Время неумолимо бежало вперед, надо было собираться домой, а я же еще хотела посмотреть паром и пару деревень в округе.

А вот еще одно знакомство по дороге к парому. Это девочка какое-то время ходила за нами и подглядывала из-за угла.



Валерия из детского дома. Говорит что ей здесь нравится больше, чем в детском доме.

А вот и паром! Удивительно, как этот маленький катер таскает такую вот бандуру через Припять и ловко ее пришвартовывает. Оказывается, это советский военный катер - тоже раритет :)





Деревня Снядень отрезана от мира с одной стороны Припятью, с другой - рекой Горынь, с третьей - болотами. И только с четвертой стороны одна дорога связывает ее с внешним миром - та по которой мы приехали. Но и ее иногда весной накрывает водой и тогда, деревня превращается в остров! И единственной связью с цивилизацией остается паром.

Ну вот и все! Программа минимум на сегодня в этой деревне выполнена. Прощальный снимок колхоза "Новая жизнь", точнее того, что от него осталось.



Прощай Снядин!



На обратной дороге мы еще заехали проведать деревню Хлупинская Буда. Знак есть, а деревни уже нет! Пру лет назад тут еще было несколько жилых домов. А сейчас здесь хозяйничают только кабаны и в сторонке своей жизнью живет туристическая база.











Очень патриотичным оказалось окончание нашего путешествия, возле Хлупинской Буды заметили на дереве беларуский флаг.



Оказалось еще один раритет в коллекцию музея :))) - Флаг БССР



Вот такая интересная получилась экспедиция. Теперь жалею что не набралась наглости попросить у кого-нибудь лестницу, чтобы лазить на чердак. Но я надеюсь еще вернуться туда.

Также, в рамках проекта Турне по Полесью Все статьи здесь, получился неплохой туристический маршрут для любителей активного отдыха, ценителей природы и любителей сельского колорита. Посетив Туров, можно остановиться в Хлупинской Буде в туристической базе Национального парка Припятский и ходить гулять по пойменным дубравам. Можно смело отправиться в Снядин и остаться там на отдых в местной агроусадьбе. А можно отправиться на пароме на другой берег Припяти и съездить в Петриков или остановиться в одной из агроусадеб на берегу реки... Выбор велик!

Читать еще про заброшенные деревни Фотоочерк последний герой и Не забывайте матерей






Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


  • 1
а, точно. это я чёт невнимательный..
ну тогда 11 век исправте)
и про фашыздов нинада, гитлеровцы были нацыстами, а в сожжении деревень в большей мере виноваты красные партизаны, которые их подставили...

Спасибо! Фашистов исправлю на оккупантов :)

А почему 11 век исправить?

Вот цитата из вашей ссылки:

**Между тем известен более ранний источник, в котором Снядин упомянут уже в 11 в.:

"О поставлении Туровской епископии
Се аз, князь великий киевскии Василии, нарицаемыи Владимер, умыслих со своею княгинею Анною и з детьми своими: с сыном Изяславом и Мьстиславом, Ярославом и Всеволодом, Борисом и Глебом, и со всеми детми, и з боляры своими третие б[о]гомол[и]е епископию постави(х) в Турове в лето 6513 [ 1005 г.]. И придах к неи городы с погосты в послушание и священие и благословение держати себе Туровскои епископии: Пинск, Новгород (Новогородок), Городен , Слоним, Берестеи (Берестье), Волковыеск, Здитов, Небле (Неблестеск), Степан, Дубровица, Высочко, Случеск, Копыл (Копысь), Ляхов, Городок, Смедян (Смедяне). И поставих перваго епискупа Фому. и придах села, винограды, земли бортные, волости со всеми придатки, озера, реки, тако и в мыте, и на торгу, и на перевозах десятую неделю, десятыи пеняз и от жита десятая копа святому Спасу и святеи богородицы..."

Тут речь про 11 век. Смедян это нынешний Снядин Мне кажется эта теория имеет право на существование. Но я добавлю в текст и про 15 :)))

Edited at 2015-04-07 08:32 am (UTC)

эээ....
ну следует избегать савецкай идеологии при описании исторических событий.
вон крым одни освободили, другие окупировали..

Все поправила с учетом ваших пожеланий :)))

  • 1