?

Log in

No account? Create an account
русская душа

pravdaosele


Просто о простом

Вдали от небоскребов и автомагистралей


Previous Entry Share Flag Next Entry
Полесские деревни : Тонеж
русская душа
pravdaosele
Внешне Тонеж - деревня как деревня, коих на Полесье, как братьев близнецов. Но есть и в ней своя изюминка, выделяющая ее из массы сельских домиков, да деревянных заборчиков. Это еще одна Полесская деревушка в Лельчицком районе, где-то на окраине Беларуси, которая бережно хранит и передает из поколения в поколение языческие традиции наших предков.

Въезд в деревню украшен современной инсталляцией, созданной, как всегда, креативным сельсоветом.



Вдоль аккуратной улочки, уводящей в глубь деревни, тянутся ухоженные деревянные дома, украшенные незатейливыми оконными наличниками и фронтонами.













Изредка, эти типичные пейзажи деревенских улочек разбавляются уже вездесущими шинно-плюшево-пластиковыми шедеврами, которые кажутся инопланетянами в этом мире натуральной простоты.



Центр деревни встречает мемориалом, без слов рассказывающим о годах лихолетья и трагическом дне периода Великой Отечественной войны. Сестра Хатыни, так тонежцы называют свою деревню, вспоминая тот страшный день. 261 жизнь, в огне горящей церкви, унесла война руками нацистских карателей.





Рядом с мемориалом построили и освятили в честь Николая Чудотворца новый храм. Сто восемь саженцев карельской березы высадили вокруг него. Каждая березка символизирует жизнь несовершеннолетнего ребенка заживо сожженного в тот трагический день.



Возле мемориала дорога расходится в две противоположные стороны и заканчивается теми самыми изюминками, к которым охотники за этнографическими редкостями съезжаются со всех концов синеокой.

Вот такими бабами крестами заканчивается осмотр достопримечательностей Тонежа.





Деревянные придорожные кресты, ряженные в полотенца, платки и прочие оброчные ткани по местному зовутся "хвигурами" и являются свидетельством языческого культа поклонения женскому божеству. Оброчные ткани расположены так, что создают реальное очертание женской фигуры, где четко прослеживаются элементы женского платья: юбки, рукава, фартуки, платки, что мы и видим на первой фотографии. Второй крест не так ярко выражен, на нем еще не навязали достаточно, но вскоре и он примет женский антропоморфный облик. Такое явление еще называют народным пластическим творчеством, в котором пластическим материалом служат различные ткани и одежды, приносимые в сакральные и святые места, как дары-оброки.

Это не единственный пример поклонения женскому божеству на Восточном Полесье. Подобный обряд проводится в деревне Данилевичи, того же Лельчицкого района, который я описывала ранее в своей статье Туристический бренд Лельчицкого райна

Так же, как и в Данилевичах, идут тонежские женщины к придорожным деревянным крестам со своими радостями и горестями, неся с собой ткань-оброк. Повязывая ткани они совершают ритуал жертвоприношения, задабривая языческое божество, но при этом вознося молитвы и Христианскому Богу. Умер кто, заболел, идут к кресту и просят упокоения души, выздоровления. Свадьба в доме, родился ребенок, опять несут к кресту жертву прося благополучия и счастья. Каждое житейское событие тонежцев непременно сопровождает этот ритуал.

Лучшим временем для ознакомления с этой деревней будет последний день масленицы - праздник зазывания весны. В этот день в деревне справляют особый тонежский обряд "Чырачка", названный в честь местной небольшой водоплавающей уточки - чирок. Ее изображение выпекают в виде фигурного пряника и раздают всем, кто встретится на дороге. Так же коллекционерам народных обрядов может приглянуться и день празднования обряда "Колядки", проводимый здесь с огромным размахом 13 января.

Надеюсь еще попасть на эти праздники и порадовать вас красочными фото еще нескольких народных обрядов, справляемых с особым полесским колоритом.

В весенне-осеннее время, экскурсию по Тонежу можно включить в маршрут изучения еще нескольких интересных каменных крестов Лельчицкого района, про которые я напишу чуть позже.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Posts from This Journal by “этнографическая коллекция” Tag



  • 1
И что вас все время тянет куда то не туда. Я даже и не обратила на эту тавтологию внимания, а вы в ней уже умудрились горячих пирожков рассмотреть)))
... мне эти белки до сих пор снятся по ночам)

==... мне эти белки до сих пор снятся по ночам)==

Не думаю, что стоит так реагировать. Ну по чудили мы немного. Народ повеселили и делов-то.
Я вспоминаю свою бабушку. Она была глубоко набожным, строгого воспитания человеком. А вот скоромный юмор, было ее слабостью. На смертном одре ее вообще понесло не по детски. Помню такой случай. Домочадцы всем миром ищут пропавшую вещь. Кто-то нашел и кричит: "Вот она!". А бабушке было уже за девяносто, не ходячая, сидит в кресле и беззубым шамкающим ртом: "Вот она, вот она. На х...ю намотана." Все, кто там был попадали...
Но человека с такой широкой и щедрой душой я еще не видывал. Так что в соискании "царства небесного", уверен, что она выиграет любой кастинг.

Сложно как-то представить набожную бабушку, позволяющую себе такое сквернословие. Но что греха таить, и я своими устами, прославляющими Бога, иногда могу такое "сосквернословить", что хоть сразу под землю проваливайся. Бесы не дремлют...

В том то и дело, что в жизни никто от нее матерного слова не слыхал. А вот на смертном одре, когда человек ослаб и утратил всякое сопротивление бесам, произошел вот такой казус.
А вообще у наших дедов и бабушек был совершенно другой порог дозволенного. Допустим самый не скромный анекдот, который я от них слышал:
"Сел солдат у дороги нужду справить. Спереди воткнул в землю ружье, сзади саблю. Проходила кабета мимо:
-- Ай солдатик, ну как тебе не стыдно?
-- ну и баба. Через железо видит."

Сравните теперь с нашими "солеными" анекдотами.

Разница ощутимая)

Как образец для сравнения могу выдать современный (без матюков).

Лучше не надо. Был в моей жизни период, когда я знала анекдотов больше, чем трахтенберг и похлеще)

  • 1