?

Log in

No account? Create an account
русская душа

pravdaosele


Просто о простом

Вдали от небоскребов и автомагистралей


Previous Entry Share Flag Next Entry
Туристический бренд Лельчицкого райна
русская душа
pravdaosele


Если взять Государственный список историко-культурных ценностей, то на долю Лельчицкого района приходится всего четырнадцать объектов, основную массу из которых представляют братские могилы. Казалось бы, что и смотреть нечего, но на мой вкус интересных достопримечательностей много и как бонус к их просмотру - непередаваемые природные ландшафты по дороге.

Этот полесский уголок богат не только военными действиями, но и отголосками язычества: множеством каменных крестов, затейливых валунов и старинных обрядов. В некоторых местах даже кажется, что язычество и не покидало границ этих поселений.

Начать обзор лельчицких интересностей я решила с самых известных достопримечательностей: каменного креста "Каменная девочка" и царь-дуба, про которые все только и говорят, когда спрашиваешь: "А что у вас можно интересного посмотреть?"

Мне очень нравится дорога из Турова в Лельчицы. Она такая тихая, я бы даже сказала пустынная, с радующими глаз пейзажами болотистой местности и сосновых лесов с песчаными холмами. Болотистые пейзажи не такие мертвые и пугающие, как большинство заболоченных мест, а яркие и сочные, что на них хочется смотреть не отрываясь. Я даже пару раз чуть не съехала в кювет, так засмотрелась.



Добраться надо было в деревню Данилевичи. Пошуршав страничками автомобильного атласа я увидела сравнительно короткую дорогу через деревню Симоничи и Шугалей. Судя по отметкам на карте, дорога значилась как хорошая грунтовая, но не тут-то было. На середине пути к деревне Шугалей дорога стала резко сужаться, хотя пейзажи продолжали радовать.



Возле Шугалей оказалось, что и деревни уже нет, даже заброшенных и разрушенных домов не осталось, все сравняли с землей. Только яблоневые сады разбросанные вдоль дороги и старый крест на въезде говорили, что раньше здесь была жизнь. За деревней хорошая дорога и вовсе закончилась и ушла глубокой ухабистой колеей куда-то вглубь леса. Пришлось возвращаться и ехать проверенным маршрутом через Дубницкое и Дуброво.

В Дубницком заехала посмотреть на археологический памятник "Курганный могильник средневековья 10-13 в. н.э." Захоронения древних славян представлены 8 курганами высотой 0.5 -0.7 м. и диаметром 0.6-0.8 м. Найти памятник было нелегко, так как он располагается на окраине леса. Один протрезвевший житель деревни изъявил желание прокатиться со мной на машине и показать где находится урочище Дубина, на котором значился памятник, но про сами курганы он ничего не знал. Мне пришлось плутать по лесу в поисках заветной таблички около часа. Если бы на помощь не подоспел лесник, направленный сочувствующим сельчанином, я бы так и уехала, не посетив захоронение.



Памятник оказался в плохом состоянии. Все курганы были разрыты черными копателями и разорены. Со слов лесника, памятник разорили еще 20 лет назад, но после этого там больше никто не копал. Глубину ямы можно увидеть на этом фото, здесь представлен самый высокий курган из группы. В центре где-то по пояс, оторвать бы руки этим старателям.



Обычно, древние славяне сооружали земляные насыпи - курганы над погребальной ямой как символ славы и памяти. Эти курганы не просто место погребения народов и сокровищ умерших, это культурное и духовное наследие наших предков. Вот откуда наша нынешняя традиция насыпать на могилке холмик, из самого начала начал. Думаю, что заехать и посмотреть на этот памятник стоит. Место внешне хоть и обычное, но выглядит атмосферно.



Данилевичи встретили меня заброшенными домами и белыми от песка ровными площадками, свидетельствующими о том, что и здесь оставленные дома стерли с лица земли. Эти песчаные пустоты смотрятся среди жилых домов как-то дико и неуютно. По дороге шла бабуля и я решила расспросить ее, как добраться до их каменной девочки и царь-дуба. Она радостно поведала мне маршрут и заковыляла дальше по своим делам. Все оказалось просто: следуй указателям к царь-дубу, в конце деревни возле лесхоза увидишь ограду с навесом, возле нее и будет крест, а дальше по указателям будет и дуб.

Следуя указателю, я свернула с главной дороги направо, проехала мимо красочного зеленого домика с нарядными окошками, на фоне которых алым цветом полыхали георгины.

Как ориентир можно выбрать пожарную вышку, она тоже приведет к кресту. Так давно хочется забраться на такую, полюбоваться горизонтами с высоты птичьего полета, сделать потрясающие кадры. Не могу удержаться, покажу, как мне показалось удачное фото той самой вышки)



Вот она, "Каменная девочка" за небесно-голубым забором. Раньше крест просто стоял на обочине дороги слева, теперь ему придали больше христианского смысла, рядом вкопали металлический православный крест, сделали навес с иконами. В таких дальних уголках Полесья христианство мало что изменило и не смотря на всю эту православную атрибутику, люди продолжают поклоняться кресту как каменному идолу, проводя целые обряды жертвоприношений.







Как и когда появился этот каменный крест никто толком не знает, но все местные старожилы наперебой рассказывают одну и ту же легенду.



Будто бы в 16-17 веке здесь было большое поле. Однажды, одна женщина жала рожь со своей дочкой подростком. Приближалась гроза. Нужно было спешить собирать снопы и мать поторапливала свою дочь, но та присела отдохнуть, сказав, что сильно устала. Мать рассердилась на ленивую девочку, не сдержалась и в гневе крикнула" А что бы ты, камнем стала!" В эту же минуту потемнело, грянул гром и со всех сторон заполыхали молнии. Когда небо прояснилось, то вместо дочери женщина увидела каменный крест.

Своими формами этот крест во многом напоминает фигуру человека с распростертыми руками, покатыми плечами и явно выделяющейся головой. Говорят, что по центру креста, как на груди у человека, явно просматриваются силуэты монист и нательного крестика. Лично мне удалось рассмотреть только крестик и что-то смутно напоминающее нитку с бусами, но если бы я не знала что искать, бусы не заметила бы.



Долго простоял крест в поле и только в начале 20 века местный священник решил перенести его на церковное кладбище. Как только крест перенесли, в деревне начались трагедии: пошел мор домашнего скота, в деревне случались частые пожары, гибли люди. Решив, что все дело в кресте, сельчане вернули его на место и несчастья прекратились. Теперь все знают: крест не трогай, быть беде!

Проходя мимо креста, каждый местный обязательно должен что-то дать "девочке", хоть пару семечек. Случилась беда, заболел кто, иди к "девочке", поговори с ней, попроси помощи и защиты, и обязательно дай ей что-нибудь. Вот и лежат у подножия креста конфетки, высохшая черника, гнилые помидоры, яблочки и всякая всячина. Вид у такой картины не очень эстетичный, съедобные подношения гниют, плесневеют, пахнут, конфеты тают на солнце.



Я бы все-таки поставила какую-нибудь керамическую емкость для жертвоприношений, как это практикуется у других культовых крестов. И жертва дана, и сохранена и вроде как вокруг все чисто и опрятно. Но это их традиция и не нам ее нарушать.

Весной и летом стоит "каменная девочка" нарядная, в ярких платочках, бусах и фартучках. По местному поверью нельзя трогать жертвы и одежды, чтобы не навлечь беду на деревню и на себя. Не смотря на это, любопытные туристы стремятся раздеть "девочку", что бы повнимательнее рассмотреть крест. Я местную традицию уважаю, хоть и не верю во все эти языческие штучки, отношусь к кресту как положено христианину относится к кресту, но одежки и подношения не трогаю. На фото видно, что кто-то до меня хозяйничал, снял фартучки, а назад не надел.





Меняют одежды один раз в год, во время проведения старинного обряда жертвоприношения на Пасху. Заранее женщины собираются в одном доме и подготавливают обрядовые атрибуты. Кто-то приносит вышитые полотенца, кто-то цветные платки, ткани, пошитые фартучки и украшения.

В субботу, накануне Пасхи, ранним утром, женщины идут к каменной девочке все вместе, но к кресту подходят каждая по отдельности. Вначале обязательно молятся Богу, просят у Бога и "Каменной девочки" прощения за все грехи тяготящие душу. Затем начинают снимать все одежды с креста, разговаривая при этом на разные темы. Снятые одежды и жертвы выносят за ограду и помолившись, сжигают, приговаривая: "Иди до Бога дымом". Затем "каменную девочку" переодевают в новые одежды, которые приносят с собой.

В воскресение, на Пасху, к "Каменной девочке" идут уже все жители деревни. Каждый старается придти пораньше, чтобы никого не было. Приносят "девочке" угощения: крашенные яйца, куличи, сладости и новые жертвы: платочки, ленты, фартучки, деньги. Каждый просит у креста о своем, наболевшем, украшает его, кладет жертву. Эти языческие обряды широко распространены и в наше время. Те же подношения можно встретить на могилах умерших.

Встретившись возле креста сельчане поздравляют друг друга с праздником, тем самым прощая друг другу обиды.

В деревне Боровое, недалеко от Данилевич есть своя "каменная девочка" с такой же легендой о ленивой дочке. К ней так же несут жертвы, просят, но такого обряда, как в Данилевичах нет. В Боровое я не попала, по хорошей дороге получается приличный круг, а мне надо было спешить. Да еще и царь-дуб ждал.



От креста к царь-дубу полем и лесом около 3,5 км. Дорога к нему ведет неплохая. Где-то читала, что проезд в этот лес на машине запрещен, но запрещающих знаков не видела. В любом случае можно доехать на машине до леса, а там до дуба остается прогуляться что-то около 1,5 км. Я так и сделал, побоялась ехать, не знала что там да как и пошла пешком. Кругом красота, яркие и сочные болотные пейзажи, красивые леса. По дороге можно встретить редкие дубы, грабы, лещину, рябину, грушу, бересклет, ясеневый лес, редкие растения, косулю и лосей. Назад пришлось тащить целый мешок с мусором, я же без мешков для мусора никуда, а мусора у нас везде хватает.









Царь-дуб на фото смотрится как малыш, но в реальности он впечатляет своими размерами. Высокий, стройный, такой гордый, он вырос на границе первобытной земли «дронвічау и драўлян ” и тянется куда-то ввысь. Верхушка дерева была сломана бурей в 1912 году, а когда в 1917 году свергли с трона Никлая ІІ, дуб назвали царь-дубом посчитав, что его сломанная вершина символизирует потерю короны Российской Империи. Этому малышу насчитывают больше 600 лет, в диаметре он 1,2 метра, в обхват 4,5 м, а в высоту 32 метра. Никто не мог на него залезть!









Наши далекие предки посвящали дуб богу грома и молнии - Перуну и называли это дерево «перуновым». В дубовых рощах они совершали жертвоприношения и другие священные обряды, созывали военные советы. Под сенью старых дубов собирались для решения серьезных дел князья и жрецы. Кто знает, какие священнодействия свершались в тени этого дуба.



Судя по монетам оставленным у дуба сюда приезжают гости из России и Европы, видимо кто-то придумал легенду про исполнение желаний у дуба. Теперь здесь загадывают желание и по традиции оставляют монетку, чтобы оно сбылось. Ходит в окрестностях еще одна легенда, будто бы немцы хотели царь-дуб спилить и вывезти в Германию, но партизаны его отбили. Точно известно, что под царь-дубом обедали командиры отрядов партизанского соединения С.А. Ковпака.





Куда же без наскальной живописи, все стремятся оставить и на теле дуба свой след. Надо придумать какие-нибудь ленточки с записками, чтобы эти первобытные "хомо сапиенс" могли оставить свой след в другом месте не причиняя вреда дубу и не уродуя ствол дерева. ku_ku_lenaим бы руки оторвала за это, да и я тоже.



Есть в лельчицком районе еще немало каменных крестов и интересных мест, но про них я расскажу потом.

Друзья, не забывайте заходить в комментарии и делиться своими впечатлениями от прочитанного и увиденного. Мне важно знать, нравится вам этот материал или нет. И просто, мне будет приятно)))




Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Posts from This Journal by “каменные кресты” Tag



Союз дуба, евро и рубля - не чета Евразийскому))

В этой полесской глуши и не такое может случиться)))

А "старателям" и голову бы поотрывала! Кукулена страшна в гневе)
Великолепный материал, Оля! Как же хочется походить теми же тропами)

Будет, все будет в свое время. Заедешь к нам в гости, может и тропами кое-какими пройдемся ;)
Если старателям оторвать голову, без нее они не поймут, что так делать больше нельзя!
А на фото с вышкой это меня твое фототворчество вдохновило с осенним конкурсом)

"Каменная девочка" - яркий пример сочетания язычества и православия, когда каменный крест именно на Пасху переодевают. А ты сама веришь в него, в смысле в то, что если перенести, например, то неприятности начнутся? Я вот насколько ни во что сверхестественное не верю, а вот трогать крест такой точно побоялась бы.
Про дуб и всякие ленточки на него - есть в Браславском районе крыница Окменица, в которой если умоешься, то помолодеешь и пр. Ну и тряпочку завязать надо обязательно рядом, иначе задуманное желание не сбудется. ООххх, я фотку как-нибудь найду самую пёструю, выложу... Там просто филиал швейной мастерской с лоскутками. Больше всего впечатлили чьи-то стринги, обвязанные вокруг рядомстоящего дерева, это ж как желание загадать хотелось! )) Тут вот вокруг дуба, на заборе, было бы неплохо пример подать "завязывания ленточек", чтобы вандалы не вырезали желания на дереве, а просто ленточками забор украшали.
Вопрос не по теме: а ты сама везде ездишь, одна, или с мужем? У меня, просто, что-то последнее время какой-то страх перед поездками в одиночку в лес. Объяснить не могу. Ребёнка с собой таскаю везде. Где раньше одна ходила-ездила, сейчас чего-то боюсь, какой-то постоянный страх, от малейшего шороха пугаюсь-каменею и бегом-бегом из леса. В общем, то ли валерьяночки попить, то ли...))

Сочетанием православия и язычества тут по моему почти и не пахнет. Они же не кресту поклоняются, а каменной девочке. Чисто языческое, хоть и с крестным знамением и упоминанием Бога.

А зачем его трогать, крест этот. Но что-то в этом есть, таинственное...

А дерево портить не перестанут, рукоблуды е-ма-е. Ленточки не вечны, а надписи будут жить еще долго.

Езжу почти всегда одна. В незнакомых местах, особенно лесах немного страшновато бывает. Нормальный инстинкт самосохранения. Там когда у дуба в кустах ветки начали похрустывать я тоже домой как-то быстро засобиралась)))

Есть красивые фото, я помню как по такому болоту с мамой ходили клюкву собирали по осени. К бабушке приедем и на болото)

Точно, именно на таких болотах клюква и растет. Только я ее еще ни разу не собирала)

Спасибо за пост! Такие фотографии чудесные и атмосферные. Очень понравилась та, где местные жители на лавочке. Это вообще нечто. Бабушка такая.. настоящая.. аж сердце сжалось. И собака. И мужики. Ну вообще.
Этим летом тоже были проездом в одной деревушке. Там две бабушки таких сидели. Ох, как я хотела их сфотографировать. Не осмелилась. А как ты? Спрашивала разрешения? Они ж всегда: чаго удумала, внучачка, я старая и страшная, иди молодых фотографируй, неча мне тут.

Спасибо за спасибо!)

Всегда спрашиваю, и обычно они с удовольствием позируют) А эти еще и привычные, тут как-то на Полесье американец приезжал и все фотографировал, потом в США его выставка была, то они у него моделями подрабатывали)
У меня уже неплохая коллекция начинает собираться таких настоящих и родных стариков, еще бы фотоаппарат получше...

Начну с благодарностей!!!
Спасибо! Заберу в свои социалки и еще кое куда.
Очень интересно. Многого я не знала, а про девочку крест слышала не раз.

Мне действительно приятно, что кому-то моя писанина нравится. Это только начало, дальше будет про менее известные, но не менее интересные места в Лельчицком районе.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

черепах! Надо было поймать черепах!!
там ещё доты взорванные есть

Черепах? В этом году не встречала.
Доты да, есть целая куча, но это не совсем моя тема. Может когда-нибудь и по ним полажу)))

"Каменная девочка" такая... своеобразная. После твоего комментария про бусы присмотрелась и увидела что-то, отдаленно смахивающее на бусины. Чрезвычайно любопытно, откуда на самом деле взялся этот камень.

Дуб поразительный! Только этот красный заборчик несколько портит впечатление... За наскальные надписи сама руки пообрывала бы.

Спасибо за интереснейший материал! :)

Это вам спасибо за отзыв.

Этот крест по моему мнению не самый интересный, больше обряд заинтересовал. А крестики и всякие разные символы на многих крестах выбиты.

Красный заборчик, зачем то красный, видимо такая краска только и была) там еще ступеньки высокие есть и забор в одном месте ниже. Что бы к дубу подойти надо залезть на ступеньки и перешагнуть через забор... Видимо защита от диких животных.

Спасибо! Как побывала там! Девочек давно полюбила, но та, которая возле Борового, почему-то больше понравилась.

Я в Боровое еще собираюсь наведаться, только не знаю когда.

Я все равно не знаю, что это значит) Но выглядит прикольно)))

Пятнічная карцінка

Пользователь yozas_gubka сослался на вашу запись в своей записи «Пятнічная карцінка» в контексте: [...] я у мяне "крэатыў" па матывах народных традыцый Лельчыцкага раёна Гомельскай вобласці [...]

трэшак, які трэшак. глядзець на апрануты з бусамі крэст, перад якім смецце? не, не паеду

Согласна, зрелище не из приятных, смотреть на мусор. А как же наша культура и традиции?

Edited at 2015-09-21 02:58 pm (UTC)

Каменная девочка, как трогательно.
и какие красивые пейзажи. пора, пора в лес.

Когда крест полностью одет, действительно похож на маленькую девочку замотанныю в одежды. Вот только лицо холодное и каменное.

Наконец-то нашёл время обстоятельно прочитать пост. C крестом конечно знатный трэшак. Но дуб понравился есть смысл съездить. Где-то вроде и царь-сосна имеется?

PS Рекомендую карту прикладывать :)

Это наша культура и традиции. А на счет карты упустила, исправлюсь)